Кризис трех лет и как
его преодолеть.
Привыкание к детскому саду
совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем гадам
родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится
упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется
выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не
знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс:
это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно
отделиться от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои
проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку будет
сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации
и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это
относительно короткие (от нескольких месяцев до года -двух) периоды в жизни, в
течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную
ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года,
7 лет, 13 лет), так как личность
человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов:
относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных –
критических, т.е. кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с
ними происходит, зная закономерности личностного развития. В появлением
каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или
примириться с новым личностным качеством.
Для детей же ближайшее прошлое и
будущее непонятно, остается абстракцией. Им сложно понять, что с ними
происходит, трудно оценить свое поведение, регулировать свои поступки и
выражение эмоций.
Родители не должны пугаться
остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив,
яркое проявление ребенка в самоутверждении, в новом возрастном качестве говорит
о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для
дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя
«безкризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой,
свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих
возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений,
опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Действуя грамотно можно смягчить
проявления кризиса. Важно понимать, что упрямство – это крайняя степень
проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация
собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом
виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма
чувства самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой
осторожности. То есть, все выше перечисленное – это необходимые для выживания в
обществе качества. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных
качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их
крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском
упрямстве и капризности:
·
Период упрямства и капризности начинается
примерно с 18 месяцев.
·
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4
годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне
нормальная.
·
Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
·
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
·
Девочки капризничают чащи, чем мальчики.
·
В кризисный период приступы упрямства и
капризности случаются у детей по 5 раз в день.
·
Ели дети по достижении 4 лет все еще продолжают
часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном»
упрямстве, истеричности, как удобных способов манипулирования ребенком своих
родителей. Чаще всего этот результат соглашательского поведения родителей,
поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что
могут родители.
- Не придавайте большого значения упрямству и
капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за
ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему
почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему
ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его
взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы
сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка
протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за
руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не
прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка,
ай-ай-ай!» Ребенку Толька этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть
интересная игрушка (книжка, штучка, и т.д.)!», «а что это там за окном ворона делает?»
- подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
- Искусству ладить с ребенком, необходимо учиться,
здесь вам помогут фантазия, юмор, игры и упражнения из специальной
литературы. А так же полезно сотрудничество с воспитателями, педагогами и
психологами.
|