Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни

             В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребенка является взрослый, в данном случае воспитатель.

              Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни заключается в формировании навыка самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, расставлять стулья, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на  маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Поэтому, приучая детей убирать за собой вещи, игрушки, воспитатель начинает уборку сам, сопровождая все действия словами: «Давайте игрушки уберем на место» или «Маша уберет куклу, Катя уберет машину, а Миша посадит мишку на стул». Тогда все дети включаются в работу и коллективно наводят порядок в игровых уголках. Поощряя активных детей, воспитатель предлагает им выполнить то или иное поручение: «Принесите, пожалуйста, книжку – я вам почитаю».

             Ребенок проявляет большой интерес ко всему новому, учится пользоваться вещами, предметами. Так если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой (бояться, что разобьет), то он становится пассивным. По поручению взрослых дети с желанием уносят пустые чашки, расставляют стулья, убирают за собой, за другими, самостоятельно одеваются после сна. Нужно обращать внимание на пассивных детей, поощрять, подбадривать их: «Какой молодец Никита, посмотрите, дети, как он красиво сложил карандаши в коробку», чтобы ребенок почувствовал себя успешным. Такие слова создают основу для формирования у детей трудовых навыков. Ребенку нужна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница!  Как ты хорошо и красиво поставил! Вот какой помощник!». Эти слова воздействуют на ребенка положительно, он чувствует себя среди сверстников достойно и уверенно.

              Трудно научить детей двух лет одеваться и раздеваться. Во время одевания воспитатель показывает, как надевать колготки, шорты, футболку, платье, зашнуровать обувь; в процессе раздевания рассказывает, что сначала надо снимать и как складывать. С каждым ребенком следует повторять приемы раздевания и складывания одежды.

              При одевании и раздевании необходимо обращать внимание детей на вежливое обращение, нужно благодарить за оказанную помощь не только взрослых, но и сверстников, и просить о помощи вежливо: «Помогите, пожалуйста; наденьте, пожалуйста».

              Детям трудно дается застегивание пуговиц. Чтобы помочь ребенку сформировать навык  упражняемся и тренируемся на кукольной одежде, платьях, проявляем выдержку и терпение.

              Дети двух лет не умеют правильно умываться, набирать в ладони воду. Воспитатель показывает, как перед умыванием заворачивать рукава, намыливать руки, смывать пену, стряхивать воду с рук, насухо их вытирать. Для закрепления знаний и навыков по самообслуживанию проводятся специальные игры-занятия: «Искупаем куклу Таню», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку».

              Не все дети умеют играть дружно, поэтому воспитатель обращает особое внимание на общение ребят во время игры: объясняет, приводит примеры, придумывает ситуации, в результате которых они учатся общаться друг с другом. Чтобы детям привить положительные навыки, надо создать в группе доверительную, комфортную атмосферу: в воспитателе дети видят близкого и заботливого человека.

               У детей третьего года жизни навыки формируются не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезают. Работу по воспитанию самостоятельности ребенка необходимо вести не только в детском саду, но и в семье. Зная индивидуальные особенности детей, мы ведем последовательную, систематическую работу и постепенно приучаем их к самостоятельному выполнению установленных норм и правил поведения. Для того, чтобы занятия приносили пользу, взрослые должны создавать условия для развития ребенка, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

               Мы убеждены, что только единство требований, правильный выбор методов работы и активное сотрудничество с родителями могут обеспечить успех в воспитании у детей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания, культуры поведения и культуры общения.