Воспитание
трудолюбия у детей четвертого года
жизни.
В воспитании
маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и
дома, его интересами и потребностями, является одним из основных видов
деятельности и важным воспитательным средством.
Основным
содержанием труда является самообслуживание.
Обучая детей 3
– 4 лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к
самостоятельности, которое является « великим » завоеванием ребенка этого
возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.
В процессе
формирования трудовых навыков детей необходимо опираться на показ действия,
поощрение при попытке самостоятельно справиться с одеванием, умыванием, на
поддержание всех, даже незначительных достижений детей, одобрение проявлений взаимопомощи
детей.
Эффективный
прием – привлечение положительного примера общественного поощрения ребенка
(посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела).
Хорошо читать
детям соответствующие потешки, небольшие
стихотворения. « Буль - буль-буль, журчит водица. Все ребята любят мыться», «
Льется чистая водица, мы умеем мыться» - показ приемов умывания. Это позволяет
увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию.
Действенным
приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра
бибабо и др.
Так же
существует связь между трудом и игрой. В этом возрасте первично детей
заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. По мере
формирования навыков складывается деятельность самообслуживания. Ребенок
самостоятельно умывается, одевается, ест. Связь игры и труда ребенка 4-го года
жизни можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры:
уборка в кукольном уголке, помыть игрушечную посуду, построить жилье для
игрушечных животных и т.д.
Хозяйственно-бытовой
труд сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений.
Содержание их несложно – это отдельные действия, которые дети по началу
совершают совместно с взрослым (Пр.: убирают листья на участке, сметают снег со
скамеек, тупенек и т.д.). Эту помощь необходимо поощрять, поскольку эти
действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию
уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Необходимо,
чтобы труд был посильным для ребенка. Важно также, чтобы труд завершался
наградным результатом. Тогда дети чувствуют его значимость, необходимость. Пр.:
« Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь,
как стало просторно, светло и уютно».
В течение дня
необходимо для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Можно одно и тоже
поручение дать несколько раз в течение дня. Это первая ступень
коллективного труда – труд рядом.
Со второго
полугодия детям разрешают дежурить по столовой в форме индивидуальных
поручений. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка формируют
умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол.
Сначала ребенка учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать
ложки. После того, как он освоит эти действия, учат расставлять тарелки. На
первоначальных этапах взрослый накрывает на стол вместе с ребенком. Используют
также дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки» и др.
Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Процесс освоения дежурства по
столовой на практике осваивается ребенком в период с 3-х до 7 лет.
Воспитание
трудолюбия необходимо осуществлять не только в детском саду, но и дома.
Родители! – всегда побуждайте детей к тому, чтобы они сами одевались,
раздевались, убирали игрушки. Старайтесь это делать в игровой форме: «Давай
научим мишку одеваться», «Посмотри какой беспорядок, и все игрушки очень
расстроились, что лежат не на своем месте, давай им поможем». Всегда делайте
выводы вместе с ребенком и хвалите его по окончании деятельности.
Давайте дома
ребенку несложные поручения. Пр.: Саша, помоги мне помыть посуду, а то я очень
устала». Обязательно похвалите ребенка и поясните ему, какой он внес вклад в
то, что вся посуда чистая. Если ребенок сам просит вам помочь постирать, помыть
пол, то не отказывайте ему, даже если знаете, что у него не получится. Можете
предложить постирать кукольные вещи, вымыть кукольную посуду. Если ребенку не
давать помогать, то потом у него врядли появится желание или может закрепиться
установка «я ничего не умею, не могу…».
Используйте
дома все те же приемы и подходы, которые были описаны выше. Старайтесь вместе с
ребенком проговаривать и начинать выполнять поручения поэтапно. Делайте акцент
на результате и давайте всегда положительную оценку деятельности ребенка.
|