Воспитание трудолюбия у детей
четвертого года жизни.
Основным содержанием труда является самообслуживание.
Обучая детей 3 – 4 лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является « великим » завоеванием ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.
В процессе формирования трудовых навыков детей необходимо опираться на показ действия, поощрение при попытке самостоятельно справиться с одеванием, умыванием, на поддержание всех, даже незначительных достижений детей, одобрение проявлений взаимопомощи детей.
Эффективный прием – привлечение положительного примера общественного поощрения ребенка (посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела).
Хорошо читать детям соответствующие потешки, небольшие стихотворения. « Буль - буль-буль, журчит водица. Все ребята любят мыться», « Льется чистая водица, мы умеем мыться» - показ приемов умывания. Это позволяет увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию.
Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др.
Так же существует связь между трудом и игрой. В этом возрасте первично детей заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания. Ребенок самостоятельно умывается, одевается, ест. Связь игры и труда ребенка 4-го года жизни можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: уборка в кукольном уголке, помыть игрушечную посуду, построить жилье для игрушечных животных и т.д.
Хозяйственно-бытовой труд сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Содержание их несложно – это отдельные действия, которые дети по началу совершают совместно с взрослым (Пр.: убирают листья на участке, сметают снег со скамеек, тупенек и т.д.). Эту помощь необходимо поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Необходимо, чтобы труд был посильным для ребенка. Важно также, чтобы труд завершался наградным результатом. Тогда дети чувствуют его значимость, необходимость. Пр.: « Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло и уютно».
В течение дня необходимо для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Можно одно и тоже поручение дать несколько раз в течение дня. Это первая ступень коллективного труда – труд рядом.
Со второго полугодия детям разрешают дежурить по столовой в форме индивидуальных поручений. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Сначала ребенка учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как он освоит эти действия, учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах взрослый накрывает на стол вместе с ребенком. Используют также дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки» и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Процесс освоения дежурства по столовой на практике осваивается ребенком в период с 3-х до 7 лет.
Воспитание трудолюбия необходимо осуществлять не только в детском саду, но и дома. Родители! – всегда побуждайте детей к тому, чтобы они сами одевались, раздевались, убирали игрушки. Старайтесь это делать в игровой форме: «Давай научим мишку одеваться», «Посмотри какой беспорядок, и все игрушки очень расстроились, что лежат не на своем месте, давай им поможем». Всегда делайте выводы вместе с ребенком и хвалите его по окончании деятельности.
Давайте дома ребенку несложные поручения. Пр.: Саша, помоги мне помыть посуду, а то я очень устала». Обязательно похвалите ребенка и поясните ему, какой он внес вклад в то, что вся посуда чистая. Если ребенок сам просит вам помочь постирать, помыть пол, то не отказывайте ему, даже если знаете, что у него не получится. Можете предложить постирать кукольные вещи, вымыть кукольную посуду. Если ребенку не давать помогать, то потом у него врядли появится желание или может закрепиться установка «я ничего не умею, не могу…».
Используйте дома все те же приемы и подходы, которые были описаны выше. Старайтесь вместе с ребенком проговаривать и начинать выполнять поручения поэтапно. Делайте акцент на результате и давайте всегда положительную оценку деятельности ребенка.