Возрастные особенности
развития детей четвертого года жизни.
У ребенка четвертого года
жизни наблюдается большой прогресс как в физическом, так и в психологическом
развитии. Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и
усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований
к ребенку.
В этом возрасте в нём уже появляются черты, по которым можно понять
каким человеком он будет.
Ребенок
познает окружающий мир с помощью лепки, рисования, элементарного конструирования,
пения, музыки.
К 3,5 годам завершается переход от «
младенческой» к «взрослой» форме организации памяти. В последующих периодах
своей жизни ребенок не сможет воспроизвести события происходящие в первые три
года жизни («амнезия детства»), но эмоциональные переживания от них будут
сохранятся в течение всей его жизни.
Развитие двигательной системы.
Теперь его двигательные
механизмы работают слаженно ( ребенок с легкостью спускается и поднимается по
лестнице, реже натыкается на углы и т.д). Он может пинать от себя мяч на
приличное расстояние от себя и ловить большой мяч вытянутыми руками. В этом
возрасте ребенок хорошо соизмеряет свой размер и свои действия с окружающими
его предметами.
Развитие слуха и речи. Речь
становится более содержательной, усложняются её грамматические формы. Он может
кратко рассказать о том, что делает в данный момент, и немного описать то, что
было в недавнем прошлом. Ребенок говорит все больше понятных слов, произнося их
на детский манер, т.е. искажая звуки и грамматику, но формы множественного
числа и личных местоимений он употребляет правильно. Например, «А он взял мои
машинки».
Это возраст
«почемучек» ( Ребенок задает до 400 вопросов в день 3/4 из которых начинаются с
«почему»).
На четвертом году
жизни ребенок может активно учить грамматически несложные стихотворения.
Игровая деятельность. На
четвертом году своей жизни ребенок способен играть с другими детьми.
Игры становятся все
более сложными. Появляются сюжетные, а потом и ролевые игры.
В игровой- сюжетной
форме ребенок развивает воображение, мышление, восприятие.
Именно в игре
формируется его личность:
- развивается
возможность тормозного контроля за своим поведением (внутренний контроль);
- умение
подчиняться общим правилам;
- умение
преодолевать трудности;
- приобретается
первый опыт взаимопомощи
Начинает развиваться чувство юмора. Ребенок
охотно смотрит театрализованные костюмированные представления.
Одно из любимейший
игровых мест – это пол, там он активно играет в комплексные игры.
Игровая
деятельность на четвертом году жизни все больше получает социальную
направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре
«примерить» на себя ту или иную социальную роль.
Социальное развитие. На четвертом
году жизни ребенок достаточно умело обращается с ложкой и вилкой, умеет мыть и
вытирать руки, а также чистить зубы.
Может
самостоятельно надевать и снимать одежду, кроме той, где трудные замки и
застежки.
Появляется
потребность участвовать в жизни взрослых:
- выполнять
простейшие поручения;
- иметь несложные
обязанности (в основном по самообослуживанию).
Находясь в
коллективе, ребенок учится уступать, не требует немедленного удовлетворения
всех его желаний, учится договариваться, способен начать проявлять заботу.
|