Возрастные особенности развития детей четвертого года жизни.

У ребенка четвертого года жизни наблюдается большой прогресс как в физическом, так и в психологическом развитии. Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к ребенку.

        В этом возрасте в нём уже появляются черты, по которым можно понять каким человеком он будет.

        Ребенок  познает окружающий мир с помощью лепки, рисования, элементарного конструирования, пения, музыки.

        К 3,5 годам завершается переход от « младенческой» к «взрослой» форме организации памяти. В последующих периодах своей жизни ребенок не сможет воспроизвести события происходящие в первые три года жизни («амнезия детства»), но эмоциональные переживания от них будут сохранятся в течение всей его жизни.

         Развитие двигательной системы. Теперь его двигательные механизмы работают слаженно ( ребенок с легкостью спускается и поднимается по лестнице, реже натыкается на углы и т.д). Он может пинать от себя мяч на приличное расстояние от себя и ловить большой мяч вытянутыми руками. В этом возрасте ребенок хорошо соизмеряет свой размер и свои действия с окружающими его предметами.

        Развитие слуха и речи. Речь становится более содержательной, усложняются её грамматические формы. Он может кратко рассказать о том, что делает в данный момент, и немного описать то, что было в недавнем прошлом. Ребенок говорит все больше понятных слов, произнося их на детский манер, т.е. искажая звуки и грамматику, но формы множественного числа и личных местоимений он употребляет правильно. Например, «А он взял мои машинки».

Это возраст «почемучек» ( Ребенок задает до 400 вопросов в день 3/4 из которых начинаются с «почему»).

На четвертом году жизни ребенок может активно учить грамматически несложные стихотворения.

        Игровая деятельность. На четвертом году своей жизни ребенок способен играть с другими детьми.

Игры становятся все более сложными. Появляются сюжетные, а потом и ролевые игры.

В игровой- сюжетной форме ребенок развивает воображение, мышление, восприятие.

Именно в игре формируется его личность:

- развивается возможность тормозного контроля за своим поведением (внутренний контроль);

- умение подчиняться общим правилам;

- умение преодолевать трудности;

- приобретается первый опыт взаимопомощи

  Начинает развиваться чувство юмора. Ребенок охотно смотрит театрализованные костюмированные представления.

Одно из любимейший игровых мест – это пол, там он активно играет в комплексные игры.

Игровая деятельность на четвертом году жизни все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.

      Социальное развитие. На четвертом году жизни ребенок достаточно умело обращается с ложкой и вилкой, умеет мыть и вытирать руки, а также чистить зубы.

Может самостоятельно надевать и снимать одежду, кроме той, где трудные замки и застежки.

Появляется потребность участвовать в жизни взрослых:

- выполнять простейшие поручения;

- иметь несложные обязанности (в основном по самообослуживанию).

Находясь в коллективе, ребенок учится уступать, не требует немедленного удовлетворения всех его желаний, учится договариваться, способен начать проявлять заботу.